Печать

 

aylan2

Для чего нужна специальная оценка условий труда в организации

   Специальная оценка условий труда или СОУТ нужна, чтобы выявить вредные и опасные факторы на рабочих местах сотрудников (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

   Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели.

СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Кроме того, с 8 января 2019 года не обязаны проводить специальную оценку условий труда религиозные организации. Оценку на основании гражданско-правового договора проводит независимая организация (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Как проводится специальная оценка условий труда на рабочем месте

   Порядок проведения СОУТ следующий.

   Итак, первый этап – создание комиссии. Обратите внимание - число членов комиссии должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссия утверждает график спецоценки, а также перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться.

   Второй этап – заключение договора. Комиссия ищет специализированную организацию, которая будет проводить СОУТ, далее с ней заключается договор. В договоре прописывают мероприятия по спецоценке и график проведения.

        Третий этап – непосредственно специальная оценка условий труда. Специализированная организация выявляет вредные факторы на рабочих местах, фиксирует результаты.

         Четвертый этап – отчет. По окончании мероприятий специализированная организация составляет отчет, члены комиссии и председатель подписывает этот отчет.

Кем проводится специальная оценка условий труда

           Непосредственно оценкой рабочих мест должна заниматься специализированная организация с действующей аккредитацией.

     Работодатель заключает договор на спецоценку с организацией, которая должна соответствовать следующим требованиям (ст. 19 и 22 Закона № 426-ФЗ):

     - быть независимым лицом по отношению к вашей компании;

     - основным видом деятельности организации должно являться проведение специальной оценки условий труда;

     - организация должна быть аккредитована в установленном порядке (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н);

     - в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на выполнение спецоценки, и хотя бы один эксперт, имеющий высшее образование по специальности общая гигиена, гигиена труда или санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

           - в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

     Перечень аккредитованных организаций, которые вправе проводить СОУТ, можно посмотреть на официальном сайте Минтруда России.

Как часто проводить СОУТ

             Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено в законодательстве. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

       Кроме того, внеплановая спецоценка необходима в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

       - трудовая инспекция выявила нарушения и передала вам предписание о спецоценке;

     - изменили технологический процесс, поменяли оборудование, виды материалов или сырья, а также средства индивидуальной защиты, в результате чего могли измениться условия на рабочих местах;

       - на рабочем месте произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание по причине воздействия вредных или опасных факторов;

       - профсоюзная организация предложила провести внеплановую спецоценку.

 

Приказ по специальной оценке условий труда

       Перед мероприятиями работодатель готовит документы по специальной оценке условий труда. В частности, составляет приказ о создании комиссии по спецоценке и проведении мероприятий. В приказе прописывает членов комиссии, председателя, а также сроки СОУТ. 

Результаты специальной оценки условий труда

 

             Результаты СОУТ специализированная организация отражает в отчете. Отчет подписывает председатель и члены комиссии. Если специальная оценка условий труда на предприятии проведена, работодатель обязан в течение 30 календарных дней после подписания отчета ознакомить с результатами работников.

             По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы рабочих мест. Всего четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия (ч. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). При этом у вредных условий труда есть четыре подкласса (степени). От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависят гарантии и компенсации для работников, а также размер дополнительного тарифа по взносам на пенсионное страхование.

             Кроме того, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для разработки мероприятий по приведению условий труда к нормативным значениям. Согласно результатам СОУТ работодатель обязан обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также предоставить им гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях.

Спецоценка условий труда в 2021 году: последние изменения

          В порядок проведения спецоценки условий труда внесли сразу ряд изменений. Новая редакция закона о спецоценке условий труда № 426-ФЗ действует с 1 января 2021 года.

         Во-первых, работодатели не смогут применять результаты спецоценки, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета «ФГИС СОУТ». В ней собраны данные о компаниях, которые провели спецоценку. Раньше работодатели не были заинтересованы в передаче сведений, особенно если провели спецоценку с опозданием.

     Передавать данные в систему должна организация-оценщик. О передаче сведений она должна сообщить работодателю в течение трех рабочих дней. Пока оценщик этого не сделает, результаты СОУТ не вступят в силу и применять их нельзя.

     Во-вторых, компании ограничили время, чтобы утвердить отчет о спецоценке. Документ необходимо подписать в течение 30 календарных дней после того, как оценщик направил его в компанию (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Срок нужно считать именно с даты отправки.

           Отчет утверждается, даже если в комиссии не все согласны с результатом оценки. К документу необходимо приложить их письменное мотивированное мнение.

           В-третьих, появился новый повод для внеплановой спецоценки. Если сотрудника не устроят результаты спецоценки на его рабочем месте, он может потребовать провести повторную экспертизу. И компания обязана рассмотреть заявление.

    

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

           Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

             - для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;

             - для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;

             - для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

             В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно было совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу постановления о первом административном правонарушении.