Рубрика «Сам себе психолог»
С чего начинается зависимость
Давно известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта банальная истина тем более актуальна, когда речь идет о наркотической зависимости, которая излечивается полностью только в 7 % случаев (статистика развитых стран). Это касается и алкогольной, и никотиновой, и виртуальной (игровая, социальные сети и т.п.), и всех других видов зависимостей. Ведь не секрет, как тяжело изменить свои не всегда желательные и положительные привычки!
Основной причиной возникновения, развития и сущности любой зависимости, толкающей подростка к приему психоактивных веществ (ПАВ) или вовлечения в деструктивные группы и т.д., являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место занимает отсутствие теплых эмоциональных отношений с матерью, а фундамент этих отношений закладывается в дошкольном возрасте. Для детей и людей более старшего возраста таковыми причинами оказываются неизжитые психические травмы детства, положенные на актуальную кризисную ситуацию в настоящем.
Действительно, детство – это не только мир сказок и грез, восторгов, фантазий, волшебных желаний, но также и мир, где копятся обиды, где жалобы, слезы, боль и страх. Ведь наконечники стрел воспитательных воздействий, вонзающиеся в ребенка, порой пропитаны каплями родительского яда.
Ребенок жаждет нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, заботы, похвалы, улыбки, а родители «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, подчеркивают зависимость ребенка и подавляют инициативу, отвергают, судят, принимают за него решения, «убивают» веру в себя и лишают ребенка уникальности.
Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов, а заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах является одним из наиболее важных факторов риска возникновения зависимости. Нарушения семейного воспитания наиболее часто проявляются как чрезмерная опека или недостаток внимания родителей.
Рассмотрим простой пример, хорошо знакомый многим, который поможет проследить, что же общего между предметом зависимости и тарелкой манной каши.
Ребенок отказывается есть - вообще, либо какое-то определенное блюдо. Во многих семьях это вызывает бурю негативных чувств у мам и бабушек. А зря! Изначально ребенок никогда не отказывается от еды из вредности. Он отвергает еду потому, что на самом деле не хочет в данный момент есть! Его организм не нуждается в пище! И это объективное состояние сохраняется безусловно и тогда, когда на горьком опыте маленький человечек убеждается, что лучше проявить видимую покорность и начать есть, а вернее делать вид, что ест.
Происходит раздвоение внутреннего и внешнего мира ребенка. Он надевает маску, приучается лукавить и лгать. Но это еще не все. Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное состояние вызывает чувство унижения и стыда. Они порождают агрессию в отношении родителей, которая по понятным причинам не может быть выражена открыто либо проявляется в искаженных, деструктивных формах (у детей постарше это может быть уход: из дома, в виртуальную реальность, в секту, в наркотики, в алкоголизм и т.д.), либо становятся аутоагрессией – агрессией на самого себя. А поскольку все виды зависимости ведут к разрушению личности, они могут быть одной из форм проявления аутоагрессии.
Вслед за агрессией приходит чувство вины, и оно совсем не похоже на голос совести, так как содержит отравляющий душу и причиняющий ей боль «яд нераскаянного греха». Поэтому родители, пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины (слёзы, «посмотри, как больно ты мне делаешь», «ты загонишь бабушку в гроб» и т.п.) должны знать и помнить, что тем самым они отталкивают ребенка от подлинного раскаяния.
Итак, если вспомним, что почти так же, как организм не нуждается в пище, он никакой естественной потребности не испытывает изначально в ПАВ. И точно так же, как когда-то в раннем детстве ребенок давился едой, чтобы получить одобрение родителей и избежать психологически дискомфортной ситуации в семье, подросток, не без внутреннего страха, впервые употребляет то или иное зелье, чтобы получить одобрение своего окружения и избежать дискомфорта в отношениях (насмешек, упреков, отторжения).
Таки образом, на заурядном примере можно увидеть, как уже в самом раннем возрасте усилиями заботливых родителей формируется порочный круг, составляющий механизм зависимости: отсутствие возможности выражать прямо и адекватно свои чувства. Это вызывает цепочку последствий: униженность – стыд – агрессия – вина – стремление уйти от боли плюс повышенная зависимость от мнения окружающих. Такой механизм – это мина замедленного действия, заложенная в психику ребенка. Конечно, «взорвется» ли она несчастьем зависимости обусловливается и многими другими факторами и обстоятельствами, но можно сказать точно, что:
- даже если не случится никакой зависимости, этот порочный механизм «сдетонирует» каким-то другим образом и исковеркает жизнь;
- если в раннем детстве в процессе семейного воспитания у ребенка выработаны здоровые способы реакции на ситуацию, то человек практически гарантирован от рисков возникновения зависимостей.
Мы сами взрослые родом из детства, поэтому несем в себе те или иные риски. Ответив на следующие вопросы, вы сможете определить у себя склонность к зависимости, которая могла сформироваться в детстве.
1. Ложась спать, думаете ли вы о том, «что день грядущий нам готовит»?
а) всегда
б) иногда
в) никогда
2. Переходя улицу, вы всегда соблюдаете правила движения?
а) всегда
б) обычно
в). почти никогда
3. Если вас вызывает к себе руководитель, вы испытываете тревогу?
а) всегда
б) иногда
в) никогда
4. Часто ли вы опаздываете на встречу?
а) почти всегда
б) иногда
в) практически никогда
5. Если вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то вы:
а) с ходу вступаете в конфликт
б) реагируете по принципу: собака лает – ветер уносит
в) молча, переживаете обиду
6. В споре вы:
а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения
б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента
в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта
7. Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь
б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет
в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное
8. По вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:
а) рекомендациями специалистов
б) здравым смыслом и жизненным опытом
в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе
Посчитайте набранные вами баллы:
В вопросах 1-3 за ответ: а) – 2 балла, б) – 1 балл, в) - 0 баллов
В вопросах 4-6 за ответ: а) – 0 баллов, б) – 1 балл, в) – 2 балла
Вопрос 7 за ответ: а) – 0 баллов, б) – 2 балла, в) – 1 балл
Вопрос 8 за ответ: а) – 2 балла, б) – 0 баллов, в) – 1 балл.
От 0 до 6 баллов. Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто «перехлестывает через край» и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода – это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!
От 6 до 10 баллов. Ваша свобода ограничено сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.
Свыше 10 баллов. Вы достаточно скованы. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более детальное исследование.
Но даже если вы набрали более 10 баллов, это еще не повод паниковать. Просто в этом случае, осознав, что вас обременяет наследие несвободы и зависимости, вам необходимо приложить усилия, чтобы избавиться от него ради будущего - своего и своих детей. У того, кто реально хочет что-то изменить, все получается!
В подготовке статьи использованы материалы книги
Фолькович, Толстоуховой, Обуховой
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
КУ РА «УСПН Шебалинского района»